Преподаватели Кулебакского колледжа – участники Великой Отечественной Войны

  

 


Сколько бы ни минуло лет, мы по-прежнему гордимся мужеством и бессмертным подвигом поколения победителей. Война давно закончилась, но не заживают душевные раны тех, кто выполнял свой долг на полях сражений и в тылу.

Мы, нынешнее поколение, свято чтим память о своих соотечественниках, преподавших урок героизма всему человечеству. Ваш подвиг, ветераны Великой Отечественной войны, бессмертен. Мы низко склоняем головы перед всеми, кто ковал Победу, кто в эти страшные годы проявил лучшие человеческие качества: преданность Родине, верность воинскому долгу, самоотверженность, стойкость, героизм.

К сожалению, невозможно назвать всех поименно – слишком много человеческих судеб было вовлечено в тот кровавый водоворот, но  некоторым из них, кулебачанам–преподавателям нашего колледжа, мы посвящаем музейный альманах: Василию Наумовичу Кияшко, Вячеславу Михайловичу Плотицину, Николаю Ивановичу Омельяненко.

Кияшко Василий Наумович

Василий Наумович Кияшко родился в селе Перекоповке Глинского района Сумской области (Украина). После окончания Московского военно-инженерного училища он был направлен на Дальний Восток. С началом Великой Отечественной войны девизия, в которой служил Кияшко, спешно была переброшена на границу Смоленской и Калининской областей.

В районе города Белого бои были жестокие, кровопролитные, наши бойцы сражались здесь и с танками, и с авиацией – враг бросил огромные силы, чтобы скорее прорваться к Москве и, спеша любыми путями достигнуть намеченной цели, зверствовал: пленных не брал, а жестоко, даже с садизмом, уничтожал советских людей. Места здесь болотистые, вражеской технике трудно было разворачиваться по фронту, а советским солдатам – очень сложно рыть окопы и строить укрепления. Поэтому наши войска стремились искать другие выходы: занимались минированием полей и установкой фугасов, работали с летающими минами – это были самые эффективные средства в борьбе с танками и живой силой противника, позволяющие уничтожать десятки танков, самоходок, орудий и т.д. А руководил этими работами молодой военный инженер В.Н. Кияшко. Свой вклад в победу над врагом он вносил и чисто инженерной мыслью, которая зачастую соседствовала с его природной смекалкой. Наводили, к примеру, наши солдаты переправу через Днепр (это в его верховьях), и Василий Наумович, назначенный начальником переправы, предложил маленькую хитрость: немного притопить строящуюся переправу, и ни одна бомба в переправу не угодила. И не случайно в то время (ещё в самом начале войны) Кияшко был награждён медалью «За боевые заслуги», о чём сообщалось в армейских газетах тех лет.

В одном из боёв под Ржевом Василий Наумович был тяжело ранен и отправлен в госпиталь. Но после выздоровления он – снова воин. Только теперь его главное занятие – обучать пополнение для фронта. И снова он на Дальнем Востоке.

Говорят, что одна война в среднем приходится на долю каждого поколения. На долю В.Н. Кияшко выпало воевать и с германскими фашистами, и с японскими милитаристами.

За ратные подвиги в войне с Японией Василий Наумович был удостоен ордена Красной Звезды, а всего за участие в Великой Отечественной войне В.Н. Кияшко награждён двумя орденами и 14 медалями.

После войны В.Н. Кияшко закончил Московскую военно-инженерную академию, а позднее – Муромский педагогический институт и накрепко связал свою трудовую деятельность с обучением и воспитанием молодого поколения наших Кулебак. Начал он с учителя школы № 11, затем, в течение 14 лет, – преподаватель, завуч техникума.

С 1968 по 1972 год – директор школы № 9, и, как говорят, это благодаря его инициативе и настойчивости было сохранено от разрушения здание этого учебного заведения; с 1972 года опять преподаватель техникума. При этом освоил преподавание одиннадцати различных предметов.

Плотицин Вячеслав Михайлович

Как самому старшему из детей Вячеславу Плотицину первому пришлось вступить на самостоятельную жизненную дорогу. После окончания семилетки он становится студентом Ковровского педагогического техникума. В 1939 году, когда получил на руки диплом педагога, перед ним встал вопрос: где работать?

Педагоги в то время требовались везде. Можно было бы вернуться поближе к родным местам. Но он с друзьями мечтал о дальних краях, о неизведанных трудностях, встречах с интересными людьми. Сначала решили ехать в Узбекистан. Разглядывая карту республики, читали мудрёные названия городов и сёл, предвкушали, как будут лакомиться напоенными солнцем узбекскими дынями и виноградом. Но в последний момент вдруг передумали и поехали на Алтай.

Почти год молодой выпускник техникума проработал в большом алтайском селе. Оттуда в 1940 году и был призван в ряды Красной Армии. Почти сразу же его направили на учёбу в Омское пехотное училище имени М.В. Фрунзе.

Война для молодого лейтенанта началась в ноябре 1941 года на Волховском фронте, куда он прибыл в составе дивизии сибиряков.

– Какая неразбериха царила в войсках в начале войны! – вспоминает Вячеслав Михайлович. – Полками, батальонами часто командовали не кадровые военные, а офицеры запаса, не знакомые с новой техникой и передовой тактикой ведения боя. Отсюда было много критических ошибок, повлекших большие потери. Например, в декабре 41-го командир батальона, где служил лейтенант Плотицин, вызвал к себе трёх командиров рот, одной из которых командовал Вячеслав Михайлович, и отдал приказ захватить большое село Спасская Полисть. На задание отправились ночью без предварительной разведки, имея на вооружении лишь автоматы и станковый пулемёт «максим». Бой завязался сразу же при подходе к селу. У гитлеровцев чуть ли не в каждом сарае были хорошо оборудованные бойницы. Куда не сунешься – шквальный огонь. Походили вокруг да около. Что дальше делать, никто не знает. Общего командования боем не велось. Под утро собрались вместе командиры двух рот и решили возвращаться назад. Третья же рота бесследно пропала. Возможно, попала в засаду и была уничтожена.

При очередной попытке взять село Плотицин получил первое ранение и попал в госпиталь.

Для Второй ударной армии, действовавшей на Волховском фронте, главной задачей был прорыв обороны врага в районе Синявинских Высот. Тяжёлые бои усугублялись особенностью местности (воевать приходилось среди болот) и отсутствием поддержки с воздуха, в то же время гитлеровская авиация бомбила днём и ночью. Причём сбрасывали на головы наших солдат не только боевые снаряды, но и рельсы, пустые железные бочки.

Здесь, в боях за Ленинград, Плотицин был вторично ранен. После госпиталя он был направлен на Первый Прибалтийский фронт, где участвовал в боях за Белоруссию. Ситуация на фронтах в то время уже кардинально изменилась. Наши войска вели наступление по всем направлениям, им интенсивно помогала авиация.

Летом 42-го вместе с войсками Прибалтийского фронта Плотицин форсировал Западную Двину. Переправлялись на тут же сколоченных плотах, лодках, брёвнах. Под шквальным огнём врага вода кипела и была красной от крови. Вот только что рядом был плот с боевыми товарищами. И вот уже на месте взрыва лишь кружатся в водовороте щепки с рваными краями… Страшный бой продолжался и на другом берегу, в лесу.

В этом аду Плотицин получает третье, самое тяжёлое ранение. На этом война для Вячеслава Михайловича закончилась. Дальше было длительное пребывание в различных госпиталях, в том числе и кулебакском. Здесь, кстати, он наконец обзавёлся семьёй. А дальше – обычная кочевая жизнь военного человека. Германия, учёба в военной академии имени Фрунзе в Москве, служба в гарнизоне в Кушке… Потом были Байконур, Ковров и, наконец, Кулебаки, родина жены. Здесь он на протяжении 25 лет преподавал в металлургическом техникуме, был членом ГК КПСС.

Омельяненко Николай Иванович

 Николай Иванович Омельяненко родился 1 сентября 1918 года в Запорожской области. Семилетнее образование получил в своём районе.

В 1933 году – в тяжёлом, голодном году – поступил на рабфак г.Днепропетровска. Затем вынужден был продолжить учёбу в общеобразовательной школе. 9-й класс окончил в с.Михайловке Запорожской области. Здесь он активно участвовал в общественной жизни школы, вступил в комсомол, страстно увлекался игрой на струнных инструментах. Десятый класс окончил в 1937 году с отличием.

В Днепропетровске он продолжил своё образование в вузах. Вначале проучился один год на физмате университета (1938г.), затем продолжил учёбу в Запорожском пединституте. К 1941 году окончил три курса. Война внесла свои коррективы в его дальнейшую судьбу.

В 1941 году Николай надел погоны курсанта Краснодарского военного зенитно-артиллерийского училища. В мае 1942 года окончил его. Из Краснодара был направлен на Юго-Восточный фронт.

Командир миномётного взвода Н. Омельяненко, участвуя в Сталинградской битве, проявил себя мужественно, со своим взводом он сражался геройски, за что отмечен медалью «За отвагу». После Сталинградской битвы соединение встало на формирование в Воронежской области. Затем заняли оборону на Курской дуге.

Личный состав корпуса входил в состав Степного фронта. Задача немецко-фашистских войск состояла в том, чтобы прорвать эшелонированную оборону наших войск и соединиться с орловской группировкой. Однако немецко-фашистские полчища были разбиты.

Затем личный состав корпуса был срочно переброшен на Калининский фронт, получил направление на Спас-Деменск Брянской области, где и разбил скопление фашистов и власовцев.

После разгрома противника возвратились в район Смоленска, где были переданы в состав Первого Прибалтийского фронта (командовал фронтом генерал И.Х. Баграмян) и вышли на территорию Белоруссии. Во время боёв севернее Витебска (г.Городок) командир миномётного взвода Н. Омельяненко был ранен вторично в голову. После ранения попал на лечение в эвакогоспиталь г. Кулебаки (школа № 8).

Н.И. Омельяненко был награждён орденами Отечественной войны I и II степеней, медалями «За отвагу», «За оборону Сталинграда», многими юбилейными медалями.

В 1953 году он прибыл в г. Кулебаки, где начал трудиться в школе № 9 преподавателем русского языка и литературы. Затем в течение 18 лет преподавал историю, политэкономию, обществоведение, русский язык и литературу в Кулебакском металлургическом техникуме.

В 1975 году закончил трудовую деятельность и ушёл на заслуженный отдых.