Стратегия развития службы психолого-педагогической помощи обучающимся и детям раннего возраста в системе образования Нижегородской области на период до 2025 года.
Министерством образования, науки и молодежной политики Нижегородской области разработана «Стратегия развития службы психолого-педагогической помощи обучающимся и детям раннего возраста в системе образования Нижегородской области на период до 2025 года»
Необходимость развития психологической службы обусловлена рядом объективных обстоятельств: снижение уровней психического и психологического здоровья и физического развития; рост игровой и интернет- зависимостей; десоциализация, явления насилия, агрессии, противоправных действий и антисоциального поведения обучающихся; вовлечение в потребление психоактивных веществ; суицидальное поведение ит.д.
Цель Стратегии – создание эффективной психологической службы в системе образования Нижегородской области, направленной на сохранение психологического здоровья всех участников образовательных отношений.
Задачи:
– обновление нормативной правовой базы организации деятельности психологической службы;
– разработка и совершенствование организационной структуры оказания психолого-педагогической помощи в области, в том числе определение зон ответственности между элементами службы и налаживание внутриведомственного взаимодействия между ними;
– обеспечение методического и информационного единства деятельности службы на всей территории области.
– модернизация системы подготовки, переподготовки, повышения квалификации и аттестации кадров (педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов, социальных педагогов, тьюторов и др.);
– развитие межведомственного сотрудничества по вопросам оказания комплексной ППМС-помощи участникам образовательных отношений;
– разработка единых стандартов оказания помощи и требований к ним;
На основе анализа ключевых трудностей и возможных ресурсов развития Службы определены следующие приоритетные направления ее развития: нормативно-правовое регулирование; организационно-управленческое обеспечение; научно-методическое обеспечение; кадровое обеспечение; информационное обеспечение; материально-техническое
обеспечение.
В Нижегородской области создаётся Децентрализованная трёхуровневая модель оказания психологической помощи:
1 уровень – ГБОУ ДПО НИРО, ГБУДО НО ЦППМСП, внештатный психолог Нижегородской области, областная ПМПК.
2 уровень – муниципальные центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (далее – муниципальный ППМС-центр), районные ПМПК, консультационные пункты для родителей (законных представителей), обеспечивающие получение детьми дошкольного образования в семейной форме, консультативные пункты, созданные в рамках реализации федерального проекта «Поддержка семей, имеющих детей» национального проекта «Образование», социально активные некоммерческие образовательные организации психологического профиля.
3 уровень, состоящая из педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов, социальных педагогов и других профильных специалистов образовательных организаций. Служба создаётся в общеобразовательной (базовой) школе в соответствии со спецификой территориального расположения, численностью детского населения и его потребностью в помощи, представляет собой структурное подразделение ОО и обеспечивает психолого-педагогическую, медицинскую и социальную помощь в ОО и на территории в соответствии с запросами. Штатная численность структурного подразделения формируется на основе рекомендаций для психологических служб.
Такая структура позволяет обеспечить высокую централизацию управления, единый стандарт услуг, рациональное использование кадровых и финансовых ресурсов, прозрачность и достоверность результатов деятельности. Эффективность образовательной парадигмы области предполагает создание целостной системы психологической службы, включающей ее звенья, выстроенные в определенной иерархической последовательности и находящиеся в тесном взаимодействии.
Функции ГБОУ ДПО НИРО, ГБУДО НО ЦППМСП, внештатного психолога Нижегородской области и областной ПМПК (1 уровень):
– разработка нормативно-правовой основы предоставления ППМС- помощи;
– разработка стратегий развития системы ППМС-помощи;
– проведение комплексной экспертизы образовательных программ, проектов, учебно-методических комплектов, педагогических технологий и
инноваций;
– разработка стратегии, технологии, принципов, критериев, инструментов проведения мониторинга психического и психологического здоровья детей, начиная с раннего возраста, и мониторинга по выявлению уровня сформированности универсальных учебных действий в рамках ФГОС общего образования;
– участие в проектировании развития образования в регионе с учетом результатов проводимых мониторингов;
– организация и проведение научно-исследовательской и опытно- экспериментальной работы в организациях образования по запросу организаций и органов исполнительной власти – в сетевом взаимодействии с научными организациями и вузами;
– разработка и реализация целевых программ и проектов региона по осуществлению приоритетных направлений образовательной и социальной политики;
– проведение курсов повышения квалификации и переподготовки специалистов, оказывающих услуги по предоставлению ППМС-помощи (при наличии соответствующей лицензии);
– анализ социального и ведомственного запросов от субъектов образования на услуги сопровождения;
– организация и проведение научно-практических конференций регионального уровня.
Функции муниципального ППМС-центра (2 уровень):
– обеспечение психолого-педагогического сопровождения реализации основных общеобразовательных программ и адаптированных основных общеобразовательных программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
– оказание ППМС-помощи участникам образовательного процесса – детям и подросткам, родителям (законным представителям), педагогам – образовательных организаций в предупреждении и разрешении проблем обучения, самореализации, социализации;
– оказание методической помощи, включая работу ПМП-консилиума, разработку образовательных программ, индивидуальных учебных планов, выбор оптимальных методов обучения и воспитания обучающихся, испытывающих трудности, детей с ОВЗ и инвалидностью, выявлении и устранении препятствий к обучению;
– проведение психолого-педагогических мониторингов психофизиологического и психоэмоционального
состояния, социального самочувствия, адаптированности к условиям обучения и т.п. обучающихся, воспитанников, в частности – с особыми образовательными потребностями;
– участие в проектировании образовательной среды в образовательных организациях с учетом результатов проводимых мониторингов;
– осуществление мониторинга эффективности оказываемой организациями психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации;
– осуществление методического, информационного и организационного обеспечения деятельности педагогов и специалистов образовательных организаций по ППМС-сопровождению участников образовательного процесса.
Основные функции ППМС-центров 1 и 2 уровня по подготовке детей с ОВЗ и инвалидностью к включению в образовательную среду:
– углубленное исследование индивидуальных особенностей ребенка, выявление его индивидуальных и семейных ресурсов, образовательных потребностей и социальных интересов;
– разработка индивидуальной программы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения специалистами центра с учетом индивидуальных особенностей и задач интеграции;
– осуществление индивидуальных и групповых коррекционно- развивающих занятий с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами со специалистами Центра, включая раннюю помощь – психологом, дефектологом, логопедом, педагогом дополнительного образования и другими – в соответствии с индивидуальной программой сопровождения;
– организация социализирующих мероприятий в поддержку интеграции детей в среду сверстников и окружающий мир;
– организация работы групп по подготовке к школе и детскому саду детей с ОВЗ и инвалидностью, в том числе групп кратковременного пребывания детей, работающих по программам адаптации;
– мониторинг динамики развития детей с ОВЗ и инвалидностью, получающих коррекционно-развивающую помощь в Центре и другие.
– консультирование родителей по вопросам особенностей развития, социализации и обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов;
– работа с родителями детей с ОВЗ и инвалидностью по оптимизации семейного воспитания, овладения современными представлениями и навыками эффективного взаимодействия с детьми, адаптации, обучения и социализации – консультации, родительские группы и клубы, детско-родительские группы и другие;
– проведение социализирующих мероприятий и программ, таких как соревнования, смотры работ детского творчества, музейные программы, программы летних выездных лагерей и т.п.;
– мониторинг динамики развития детей с ОВЗ и инвалидностью, получающих коррекционно-развивающую помощь в Центре, социологический опрос родителей и другие.
Функции психологической службы образовательной организации (3 уровень):
– проведение психолого-педагогической диагностики для оценки адаптированности к условиям образования и выявление детей, нуждающихся в ППМС-помощи;
– организация работы психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации;
– участие в разработке адаптированных образовательных программ и индивидуальных учебных планов, оптимизации обучения и воспитания обучающихся, испытывающих учебные трудности, детей с ОВЗ и инвалидностью;
– проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми, испытывающими трудности в обучении, адаптации, социализации, детьми с ОВЗ и инвалидностью;
– психолого-педагогическое консультирование детей и подростков, их родителей (законных представителей);
– содействие детям в выборе образовательного маршрута с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и склонностей; профессиональной ориентации; в планировании профессиональной карьеры;
– проведение мониторинга состояния и динамики развития детей с ОВЗ и инвалидностью в образовательном процессе;
– оказание первичной психологической помощи и поддержки детям и подросткам в состоянии дезадаптации, стресса; оказание индивидуально- ориентированной ППМС-помощи одаренным детям, детям из семей в
трудной жизненной ситуации, семей в социально опасном положении, приемных и опекунских семей;
– осуществление помощи педагогам в индивидуальном подходе к детям, индивидуализации обучения;
– содействие родителям (законным представителям) в сфере детско- родительских отношений, воспитания детей;
– ведение просветительской работы в целях повышения психологической компетентности всех участников образовательной деятельности;
– взаимодействие с ППМС-центрами и ППМК.
В итоге реализация Стратегии обеспечит к 2025 году следующие результаты:
– во всех муниципальных районах/городских округах области будут созданы центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи;
– в системе образования Нижегородской области функционирует психологическая служба как единое научно-методическое и организационное пространство оказания психолого-педагогической помощи;
– создана структура эффективного разделения первичной и специализированной помощи;
– разработаны единые стандарты оказания помощи;
– разработаны модели оказания помощи на разных уровнях образования, в том числе по инклюзивному образованию;
– обеспечено методическое и информационное единство деятельности службы на всей территории области, равный доступ к эффективным практикам и инструментам оказания помощи путём создания специализированных информационных ресурсов для специалистов Службы и системы интерактивной методической поддержки профессиональной деятельности;
– 100% специалистов Службы вовлечены в процесс непрерывного повышения профессионального мастерства и повышения квалификации;
100% доступность, качество и полнота спектра профессиональной психологической помощи для всех нуждающихся