Квалификационный экзамен как форма аттестации по дуальному обучению на предприятии ПАО «РУСПОЛИМЕТ»


Шекалина Наталья Ивановна
ГБПОУ «Кулебакский металлургический колледж»
Зав. производственной практики


В статье представлен первый опыт организации и проведения квалификационного экзамена на предприятии ПАО «РУСПОЛИМЕТ», который представляет собой совокупность регламентированных процедур, посредством которого членами аттестационно – квалификационной комиссии производится оценка профессиональной квалификации студентов колледжа по дуальному обучению на предприятии.


Выполнение работ на рабочем месте с соблюдением требований охраны труда является неотъемлемой частью квалификационного экзамена в образовательном учреждении на производственной практике. При реализации ФГОС на уровне среднего профессионального образования, по которому осуществляется обучение будущих специалистов в металлургическом колледже по подготовке обучающихся по специальности 22.02.01 «Металлургия черных металлов», и 22.02.04 «Металловедение и термическая обработка металлов» по которому проводился впервые на предприятии ПАО «РУСПОЛИМЕТ» квалификационный экзамен по дуальному обучению.


Значимо, что квалификационный экзамен представляет собой форму независимой оценки результатов обучения с участием работодателей. Условием допуска к квалификационному экзамену является успешное освоение обучающимися всех элементов программы профессионального модуля, в том числе междисциплинарного курса (курсов) и предусмотренных программой модуля и учебных и производственных практик.


Условием положительной аттестации (вид профессиональной деятельности освоен с оценкой), являлась дополнением к стипендии для студентов, т.к. предприятие ПАО «РУСПОЛИМЕТ» практикантам дуального обучения за оценку 5(отлично) оплатили 1 тысячу рублей.

С целью подготовки к организации и проведению квалификационного экзамена по дуальному обучению в колледже руководителями практик Беловой Н.Б. Шиловой М.В., с согласованием Начальника отдела развитием персонала Маскаевой О.А. была разработана документация с выполнением Самостоятельной работы студента на рабочих местах, Заключение, которое указывало какими профессиональными компетенциями овладел студент за подписью председателей аттестационной комиссии и наставниками в структурных подразделениях предприятия ПАО «РУСПОЛИМЕТ». В результате согласования и руководителей производственной практики по дуальному обучению обсудили процедуру проведения экзамена, рассмотрели требования к проведению экзамена. Профессиональные и общие компетенции сгруппировали, таким образом, чтобы была возможность комплексно проверить их на основании общего задания, таким образом определили форму проведения экзамена. Изучены особенности формулировки практических заданий, разработаны задания и критерии их оценивания, определена структура и критерии оценки.

Для проведения квалификационного экзамена в ГБПОУ «Кулебакский металлургический колледж» составлен комплект контрольно-оценочных материалов, который включает: экзаменационные билеты, пакет экзаменатора, Заключение студента, оценочную ведомость по профессиональному модулю, экзаменационную ведомость.


Каждый студент оценивался по усвоенным компетенциям, которые заложены в критериях оценивания, и смог максимально раскрыть свой профессиональный потенциал и проявить себя индивидуально, показать свои знания, продемонстрировать профессиональные навыки в реальных условиях.

Таким образом, квалификационный экзамен проводился как процедура оценивания в реальном времени выполнение работ студента на рабочем месте с участием представителей работодателей, а именно Председателями аттестационных комиссий Коротковой Е.В. по специальности «Металловедение и термическая обработка металлов» Пичугиным А.А по специальности «Металлургия черных металлов», Серьезным вызовом стал факт значительного повышения роли работодателей в оценке квалификации студентов.


Хотелось отметить наставников: Круть Ф.Г.-мастера ЦСЭМ, Дремина С.В., Белова Б.С., Кузнецова И.В.,Киселева А.Н. -нагревальщиков металла, Старова В.А. –старшего термиста, Фомичеву Г.В., Цыганову И.В., Романову А.А,-контролеров в производстве черных металлов, Хохлову Т.Д, Бесчастнову М.А.,- Рыбкину М.Г. заместителя начальника ЦЗЛ, Викторову К.С.-мастеру смены, которые личным примером, способствуют раскрытию профессионального потенциала студента практиканта, привлекают студента к общественной жизни коллектива, формируют у него профессионально-значимые интересы, содействуют развитию молодого специалиста и его способностей к профессиональному мастерству, потребность в саморазвитии, овладение дополнительными профессиональными компетенциями повышение соей квалификации и стремление к овладению инновационными технологиями обучения на предприятии.


Проанализировав итоги квалификационного экзамена 21.12.2018г., 26.12.2018г., 27.12.2018, сделан вывод о том, что реализация программы дуального обучения прошла успешно.

Но, проведенный экзамена высветил ряд моментов, на которые необходимо обратить внимание, руководителям практик по дуальному обучению, так и наставникам предприятия.
Формы оценки усвоения компетенций необходима совместная и скоординированная работа:

  1. Необходима рациональная группировка оцениваемых компетенций по модулю для подготовки более точной формы задания, позволяющей верно оценить проверяемые компетенции;
  2. Необходимо более тщательнее подходить к разработке критериев по каждому заданию.

Интеграция теоретического и практического обучения в ходе квалификационного экзамена позволяет переосмыслить роль общих и профессиональных компетенций студентов СПО в рамках дуального обучения на предприятии ПАО «РУСПОЛИМЕТ»


Выражаем особую благодарность директору по персоналу ПАО «РУСПОЛИМЕТ» Ефимовой Н.Е. за поддержку и понимание.